Информацию о клиентах мы начинаем собирать до подписания с ними страхового договора,— говорит Борис Рыбин.— Особое внимание уделяется владельцам машин, которые часто угоняют. Если потенциальный клиент был судим или проходил свидетелем по уголовным делам по статье Мошенничество , вероятно, он будет отсеян. Изучаем и сами машины: как их покупали и продавали, каким образом они были ввезены в Россию, как проходили таможенную очистку . Автостраховщики, замечает Борис Рыбин, следуют правилу: Не делай плохо соседу — это может случиться с тобой . Помимо того что службы безопасности тесно общаются, они еще располагают объединенным информационным массивом: в частности, там есть сведения о независимых страховых агентах, которые обычно работают на несколько компаний, а также о штатных сотрудниках, в том числе бывших, уволенных при компрометирующих обстоятельствах.
На базе РСА создан банк данных Спектр , в котором используются современные алгоритмы установления связей между участниками страховых случаев и транспортными средствами ,— рассказывает Дмитрий Фролкин, исполняющий обязанности начальника управления по противодействию страховому мошенничеству РСА. При выявлении двойного страхования Спектр помогает,— подтверждает Ирина Серебрякова.— Там есть данные о владельцах транспортных средств, страхователях (иногда эти позиции не совпадают), лицах, допущенных к управлению, марках автомобилей, государственных номерах и VIN-кодах. Жаль только, что система недостаточно оперативно обновляется .
Да и вообще, отмечают эксперты, из 170 компаний-членов РСА базу пополняют лишь несколько десятков страховщиков. В США, скажем, страховое сообщество давно имеет единую базу, которая доступна всем участникам рынка. Любой сотрудник службы безопасности страховой компании может узнать о человеке всю информацию, внеся в базу номер карточки социального страхования,— рассказывает Алексей Бебнев.— Человек, уличенный в мошенничестве, получает своего рода черную метку , он лишается налоговых льгот и вряд ли когда-либо еще сможет заключить договор с серьезной компанией .
На Западе материалы страховой компании, свидетельствующие о мошенничестве, принимаются на рассмотрение непосредственно судами и имеют статус доказательств,— говорит Алексей Бебнев.— В России подобной практики нет: у нас данные, собранные страховщиком, передаются на рассмотрение в правоохранительные органы .
У каждой страховой компании свой комплекс мероприятий по противодействию мошенничеству. Наиболее распространенный вариант для России и Европы — использование принципа red flag: страховой случай заносится в компьютерную программу, которая в зависимости от его признаков начисляет ему определенное число баллов, и если оценка оказывается высокой, зажигает красный свет : дело уходит в службу расследования ,— рассказывает Сергей Ефремов. Там устанавливают, не получал ли владелец автомобиля выплату по этому страховому случаю в других страховых компаниях, собирают информацию о владельце в правоохранительных органах, проверяют VIN-код машины, другую информацию о ней, выясняют, не пересекал ли он в последнее время границу и т. д. Продолжительность проверки ограничивается временем, предусмотренным договором в части выплат. Например, для угонов это около 20 дней.
К проверке страхового случая службой безопасности, рассказывает Борис Рыбин, может привести отсутствие отдельных документов или возможное нарушение условий страхования. Или несовпадение описания страхового случая клиентом и другими сторонами (правоохранительными органами или независимыми экспертами). Если страховой случай произошел вскоре после заключения договора со страховщиком, также требуется проверка: есть риск, что полис был приобретен задним числом. Кроме того, угоны и поджоги проверяются в любом случае. Если признаков мошенничества нет, страховой случай отправляется в службу урегулирования убытков, если подозрения подтверждаются,— в дело вступает управление безопасности, которое собирает доказательства и связывается с правоохранительными органами.
|