Постановочных аварий и угонов стало гораздо больше после введения ОСАГО. Количество страхователей резко возросло, число страховых мошенничеств увеличилось пропорционально,— объясняет заместитель генерального директора страховой компании Цюрих. Ритэйл Сергей Ефремов.— При этом они стали более сложными и продуманными. Именно в 2003 году в составе большинства компаний появились службы, противодействующие мошенникам . Страховые мошенничества можно разделить на внешние и внутренние: в первом случае мошенничают страхователи, во втором — сотрудники компаний (штатные или внештатные). В 95% случаев, по опыту Сергея Ефремова, речь идет о внешних мошенничествах .
Наш сотрудник в сговоре с бывшим главой территориального агентства в Балашихе (сейчас он под следствием) поставил на поток страхование битых машин ,— приводит пример Виктор Алексеев, административный директор страховой компании Макс . Злоумышленники использовали фотомонтаж, чтобы страховать машины как неповрежденные, а потом выписывали выплаты не более чем на 100 тыс. руб., рассчитывая на то, что служба безопасности обычно проверяет убытки на сумму вдвое больше. Как правило, на мошенничество идут внештатные сотрудники страховщиков — независимые страховые агенты,— подчеркивает Виктор Алексеев.— Но сейчас мы располагаем хорошей аналитикой, которая позволяет вычислять мошенников. Знаем брокеров, которые могут продать полис для битой машины .
Страхование битого автомобиля как целого, пожалуй, самая частая уловка. Машина, разбитая в хлам, страхуется нередко в нескольких страховых компаниях, после чего фальсифицируется одиночное ДТП,— объясняет Виктор Алексеев.— В этой схеме сообщниками страхователя обычно выступают страховой агент и сотрудник ГИБДД. Подобные мошенничества нам не раз удавалось пресекать благодаря информации от коллег-страховщиков, к которым злоумышленники уже обращались с этим же автомобилем . Иногда мошенники подбирают два похожих автомобиля: один в хорошем состоянии, чтобы купить для него полисы в нескольких страховых компаниях, другой — битый, чтобы требовать по нему выплаты,— добавляет Борис Рыбин, заместитель генерального директора страховой компании Макс .— С такой ситуацией мы столкнулись в Нижнем Новгороде: обман раскрылся, когда мы увидели ржавчину на поврежденных участках и поняли, что авария произошла давно .
Автовладелец, застрахованный не у нас, неоднократно попадал в аварии на своем Ford Focus, одна из них привела к тому, что от машины остались только годные останки . Их он забрал, чтобы использовать в мошеннических целях ,— рассказывает Ирина Серебрякова, начальник отдела расследования страховых случаев управления безопасности компании РЕСО-Гарантия . Аферист купил такой же черный Focus и застраховал его в РЕСО-Гарантии , а бампер и крылья от разбитой машины навешивал на новую, инсценировал ДТП со своими знакомыми, владельцами полисов ОСАГО, и обращался за выплатами. Когда мы раскрыли обман благодаря информации от его прежнего страховщика, компания уже потеряла около 100 тыс. руб. ,— говорит Ирина Серебрякова. Жулик получил условный срок. Другой пример из практики РЕСО-Гарантии : владелец BMW X5 заявил об угоне, передал полный комплект документов и ключи. Вроде бы все чисто. Мы выяснили, что машина кредитная, и наш клиент платил неаккуратно,— вспоминает Ирина Серебрякова.— Уточнив, что автолюбитель родом из Баку, мы проверили, не пересекал ли он в последнее время границу. Оказалось, пересекал, причем в одну сторону: из Азербайджана машина не вернулась. Когда мы доказали, что один из ключей — отсканированная болванка, жулик признался, что продал машину на родине . За что и получил почти шесть лет.
Помимо частников, решивших нажиться на страховщиках, есть еще и организованные преступные группы (ОПГ). Практика участия ОПГ в страховом мошенничестве пришла из Великобритании и США ,— говорит Сергей Ефремов. Организатор всегда в тени, а в офисе страховой фирмы об аварии, в которую попал его Lexus, чаще всего рассказывает человек с красным носом и дрожащими руками, на жаргоне страховых мошенников — фонарь . Пару лет назад ОПГ начали активно заниматься фиктивными угонами,— подтверждает Виктор Алексеев.— Типичный случай: наш страхователь, не являющийся членом ОПГ, продает машину угонщикам за 30-50% реальной цены. Потом сообщает об угоне правоохранительным органам и нам. Если обман не удается раскрыть, недобросовестный страхователь получит двойную прибыль . Если преступники сразу разберут машину на запчасти, шансов раскрыть дело нет. Но иногда — такой случай был в практике Макс — сговор клиента с ОПГ выясняется заранее. Мы знали, где хранится украденный автомобиль,— вспоминает Виктор Алексеев.— И молодые оперативники, отдаю им должное, смогли предотвратить преступление на стадии подготовки . Впрочем, мошенников-одиночек все же гораздо больше.
Совершить мошенничество, связанное с фальсификацией ДТП, без помощи сотрудников ГИБДД сложно, так как именно они выдают документы, с которыми клиент приходит за возмещением в страховую компанию,— говорит Алексей Бебнев.— Доказать недобросовестность действий сотрудника ГИБДД практически невозможно. Это остается одним из камней преткновения в борьбе с автомошенничеством .
Чаще мы все-таки сталкиваемся не с профессиональным мошенничеством, а со случаями, когда на обман идут законопослушные автовладельцы,— замечает Виктор Алексеев.— Например, если угнали машину, в которой был оставлен талон транспортного средства, страховая компания отказывает в выплате. Оказавшись в такой ситуации, страхователь может сначала заявить о краже талона, а уже потом — об угоне. Другой пример — нарушение сроков подачи заявления. В этом случае, бывает, наши клиенты фальсифицируют больничные листы или документы о том, что они в это время были в командировке . В этих случаях страховщики, как правило, стараются обойтись без обращения в милицию, но в выплате все же отказывают.
|