Зарубежный опыт управления рисками в молочно-продуктовом подкомплексе |
Консультант - Агрострахование |
США имеют наиболее давний и, пожалуй, самый яркий опыт управления рисками в молочно-продуктовом подкомплексе. Современный этап начался с Нового курса президента Рузвельта, в 1930-е годы. В то время сельское хозяйство и молочный сектор США разительно отличались от современного состояния. Для нас же тот период особенно интересен, поскольку по многим важным показателем он соответствует современному состоянию российского сельского хозяйства. Действительно, в 30-е годы на фермах проживало около 25% населения США (почти как сейчас в России), а в 2000-е годы - только 2%. Доходы сельского населения в 30-е годы в США и сейчас у нас почти втрое ниже средних. В современных же США они практически сравнялись. Доля сельского хозяйства тогда составляла 7,5% ВВП (близко к современному российскому уровню), а сейчас - только 1,5%. В довоенных США, как и в современной России, фермы были многопродуктовыми, и молоко производило более 40% ферм. Сейчас подавляющее большинство ферм - специализированные. Причем на молоке специализируется только 7% ферм. Переход к сильному государственному регулированию произошел в период жесточайшего кризиса и Великой депрессии. В 1933 г. был принят эпохальный закон О восстановлении сельского хозяйства . Он восстанавливал соотношение цен между сельским хозяйством и другими отраслями на уровне, предшествующем первой мировой войне. В результате этой с современных позиций отнюдь не рыночной и не либеральной меры сельское хозяйство вышло из кризиса. В 1948 г. был принят закон О товарно-кредитной корпорации (ТКК) , действующей и по сей день. Важнейшей формой работы ТКК являются программы кредитования под залог товаров. Они позволяют производителям получать краткосрочный кредит под будущий урожай, оцененный по государственным залоговым ценам, который и выступает в качестве залога при предоставлении этого кредита. Те фермы, которые прибегают к кредиту под залог будущей продукции, могут самостоятельно распорядиться полученной продукцией либо не оплачивать кредит и оставить свой урожай в собственности ТКК. К середине 1980-х годов современная система регулирования рынка молока сложилась полностью и начались попытки ее либерализации. В настоящее время молочные продукты занимают в общем объеме реализации 12% и дают выручку около 25 млрд. долл. Внутренние цены на молоко и молочные продукты поддерживаются мерами таможенно-тарифной политики, главным образом, через механизмы тарифов и тарифных квот. Импортные квоты ограничивают импорт до 1 млн. т эквивалентного молока. Квоты устанавливаются на основные товары молочного импорта. Однако импорт молочных продуктов достигает весьма внушительной суммы в 0,9-1 млрд. долл. Это составляет всего 5% от собственного производства молочных продуктов. ТКК поддерживает спрос, закупая молоко по установленным законом минимальным ценам. Это молоко идет потом на производство сыра, масла и сухого молока. Значительная часть закупленной ТКК продукции затем экспортируется. Для поддержки экспорта молочных продуктов действует Инициативная программа экспорта молочных продуктов. Программа предусматривает определенный алгоритм расчета цен закупок в зависимости от их объемов. Минимальная цена поддержки определена в 221 долл. за 1т (6620 руб. за 1т по курсу на конец 2003 г.). Сельскохозяйственный закон 1996 г. был призван перевести сельское хозяйство США на рыночные рельсы, т.е. значительно сократить государственную поддержку. Однако в начале XXI в. стало ясно, что этим планам не суждено было сбыться. Уровень государственной поддержки не сократился. Вместе с тем с 1950 г. число молочных ферм уменьшилось с 3,6 млн. до 140 тыс. в настоящее время. При этом 44 тыс. крупных молочных ферм дают 92% молока. Надои выросли более чем в 3 раза, а производство молока всего на 30%. Интересно, что производство на душу населения постепенно снижалось с 347 кг в 1950 г. до 245 кг в 1975 г. Затем оно медленно повышалось и сейчас составляет около 270 кг, или 80% к уровню 1950 г. По удоям на корову Россия сейчас находится на уровне примерно 1955 г. США, а по количеству коров на душу населения (80 коров на 1000 жителей) - на уровне 1965 г. В качестве мер, ограничивающих объемы предложения сельскохозяйственной продукции, в современных условиях продолжают использоваться производственные квоты и программы консервации земли. Последние предусматривают рентные выплаты государством тем фермерам, которые приостанавливают использование земли в сельскохозяйственных целях. Программы консервации побуждают фермеров выращивать многолетние растения на консервируемых площадях с целью улучшения земельных и водных ресурсов, развития животного мира. Товарно-кредитной корпорацией могут быть предоставлены финансовые средства фермерам в объеме до 50% суммы затрат, необходимых для данных целей. Особо следует остановиться на таких инструментах политики цен и доходов как маркетинговые соглашения и приказы (заказы). Маркетинговое соглашение представляет собой добровольное принятие производителем ряда обязательств, определяющих его поведение на рынке. Маркетинговый приказ включает в себя совокупность правил, которым должны подчиняться все производители и покупатели, действующие на рынке специфичного продукта. Маркетинговый приказ становится обязательным для всех агентов, действующих на данном рынке, после процедуры слушаний и одобрения 2/3 голосов производителей конкретного вида продукции. В виду обязательного характера для всех производителей маркетинговые приказы являются более эффективными, чем соглашения. Сферой действия маркетинговых соглашений и приказов в США стали рынки фруктов, овощей, орехов, а также молочной продукции. Маркетинговые приказы, действующие на рынке молочной продукции, устанавливают минимальные цены, которые предприятия перерабатывающей промышленности должны платить производителям молока. Минимальные цены определяются федеральным приказом с учетом класса молока и зоны производства. При этом кооперативы или ассоциации производителей могут вести переговоры с перерабатывающими предприятиями об установлении более высоких цен. США имеют законы, которые требуют немедленной оплаты перерабатывающими заводами счетов поставщиков за поставленную продукцию. Администрация по работе с фермерами Министерства сельского хозяйства США обеспечивает кредиты по низким процентным ставкам двум категориям фермеров: фермерам, собирающимся заниматься сельским хозяйством, но не способным получить кредиты от коммерческих банков, и фермерам, имеющим финансовые проблемы из-за последствий потерь культур в результате засухи. Администрация по работе с фермерами проводит политику постепенного перехода от выдачи прямых кредитов фермерам к гарантированию кредитов. Для уменьшения ценовых рисков федеральное Правительство создало сельскохозяйственные фьючерсные рынки. Специальное федеральное агентство регулирует и наблюдает за функционированием этих рынков. Фермеры несут все затраты по покупке данного вида страхования, и государство не осуществляет никаких субсидий в данном направлении, кроме гарантий при работе фьючерсных рынков. |
Читайте: |
---|
Горячие темы:
Советы по страхованию перед тем, как отправиться в отпуБольшинство людей с наступлением лета желают отправиться за рубеж, то есть отдохнуть где-то у моря. Вот только следует п... |
Как свести к минимуму риски во время отпускаСтрахование стало неотъемлемой частью нашей жизни. Опираясь на европейский опыт, мы научились страховать движимое и недв... |
Наши партнёры:
Экспресс ГарантСтраховое Акционерное Общество Экспресс Гарант работает на рынке Уральского региона с 1991 года. Одним из учредителей выступала Свердловская железная дорога... |
СогласиеООО «Страховая Компания «Согласие» (прежнее название «Интеррос-Согласие») создана 28 сентября 1993 года и действует на страховом рынке уже более 12 лет. Внутр... |
Чрезвычайная Страховая КомпанияОАО «Чрезвычайная страховая компания» Основано в октябре 1994 года для обеспечения страховой защиты территорий и населения РФ, спасателей и пожарных МЧС Росси... |