Партнёрство между государственным и частным сектором в системе агрострахования |
Консультант - Агрострахование |
По уровню развития сельскохозяйственного производства США давно и убедительно занимают ведущие позиции в мире. Одной из причин такой стабильности специалисты называют удачную государственную политику, направленную на поддержку аграриев, а также эффективное сотрудничество государственного и частного секторов. Примером успешного партнёрства может послужить опыт агрострахования, который не только ориентируется на долговременный успех, но и обеспечивает его. Попытки участия государства в этих вопросах начались ещё 30 лет назад. И сегодня местные фермеры однозначно признают, что агрострахование имеет для них огромное значение. Ведь страховая защита от природных бедствий позволяет уберечь хозяйство от финансовой катастрофы и восстановить бизнес. Агрострахование - испытанный механизм управления всеми сельскохозяйственными рисками, обеспечивающий баланс интересов всех сторон. Аграриям оно гарантирует поступление денежных средств, защищая не только от потери урожая, но и от снижения цен. Банкирам - возврат кредитов, взятых на сельскохозяйственные нужды. Выгоды государства тоже очевидны: если в случае прямых выплат на компенсацию убытков от стихийного бедствия правительство финансирует 100% рисков, то по программе страхования - только часть рисков, ведь риски распределяются между правительством, производителями и частными компаниями. Обязательства правительства и частных страховых компаний согласованы федеральным законом об агростраховании, а также детально изложены в стандартном «Договоре о перестраховке». Заключить такой договор с правительством обязана каждая компания, которой правительство предоставило разрешение на продажу полисов агрострахования. Таких утверждённых поставщиков страховых услуг в США, на первый взгляд, не очень много - только 15, но в них работают около 16 тысяч агентов и оценщиков убытков. Компании занимаются «тактической» работой: продают страховые полисы, собирают страховые премии, определяют размер убытков и выплачивают денежные компенсации при наступлении страхового случая и пр. Федеральное правительство занимается «стратегическими» вопросами, играя более значительную роль, чем обычный пассивный «регулятор». Прежде всего оно руководит и финансирует программу при помощи соответствующих государственных корпораций и агентств. Именно правительство утверждает перечень компаний, принимающих участие в программе; оно разрабатывает страховые продукты и определяет ставки страховых премий, определяет правила андеррайтинга и процедуры урегулирования потерь, осуществляет надзор за соблюдением правил и участвует в проведении образовательных мероприятий. Полисы агрострахования наибольшую популярность приобрели в тех штатах, которые специализируются на выращивании кукурузы, пшеницы и сои. По результатам 2008 года сумма страховых взносов составила 9,8 млрд. долларов, и следует отметить, что 80% из них пришлись именно на упомянутые культуры. В США существуют сотни страховых продуктов, едва ли не для каждой культуры разработан свой страховой продукт со всем набором необходимых документов и соответствующих актуарных расчётов. В 2007 году были внедрены ещё два новых продукта страхования - для пастбищ и фуражных культур. Один из них гарантирует возмещение убытков из-за низкого количества осадков в определённой географической зоне, другой - из-за низкого индекса вегетации по спутниковым данным. Появление новых страховых продуктов содействовало значительному увеличению площадей под страхование урожая. В 2008 году им было охвачено 272 млн. акров земли, что составляет более 80% площадей под главными культурами. В последнее время значительно возрос и уровень страхового покрытия. В 2008 году было продано лишь 11% дешёвых полисов, имеющих низкое страховое покрытие и касающихся страхования от катастрофических убытков (КАТ). Зато 72% премий собраны по полисам с уровнем покрытия в 70% и более (то есть, с 30-процентной франшизой). Для сравнения: в 1998 году таких было лишь 15%. Специалисты объясняют ситуацию реакцией аграриев, с одной стороны, на увеличение дотаций, а с другой - на усложнение получения дополнительной государственной компенсации в случае стихийного бедствия. В течение последних десятилетий существенно снизились и показатели коэффициента убыточности всей программы. Федеральная корпорация по страхованию урожая (ФКСУ) закладывает в ставку страхового платежа ожидаемый коэффициент убыточности в 0,88 и таким образом сохраняет определённый ожидаемый резерв. Нестабильность цен в течение последних двух лет привела к возрастанию страховых выплат. Так, в 2008 году фьючерсная цена на кукурузу составляла 5,4 доллара за бушель, а на момент сбора кукурузы цена по полисам программы покрытия дохода от выращивания культур снизилась до 4,13 доллара и до 3,74 доллара - по полисам программы гарантирования дохода. Таким образом, доход по полисам первой программы снизился на 24%, а по полисам второй - на 31%. Страховые возмещения были выплачены по 41% полисов, и это невероятно высокий показатель. В то же время следует заметить, что в течение нескольких прошлых лет стабильными оставались цены на скот. И многие сельхозпроизводители не спешили приобретать полисы страхования цен на скот, так как считали слишком высокими страховые взносы на эту продукцию. Поэтому в 2008 году было застраховано лишь 1,3 млн. голов на сумму 244 млн. долларов, а это лишь незначительный процент общего поголовья и рыночной стоимости скота в США. Те, кто предоставлял страховые услуги, начали расширять их спектр, включая, например, страхование цен на свиней, овец и молочный рогатый скот. Рынок страховых услуг остаётся мобильным и активным. Оценивая эффективность американской программы, местные аграрии подчёркивают, что основная причина её успеха - достаточно высокие субсидии производителям. ФКСУ компенсирует около 60% общей суммы страховых взносов, в 2008/2009 сельскохозяйственном году это составило 5,7 млрд. долларов. Является ли американская модель сотрудничества государства и частного сектора в вопросах агрострахования универсальной и гарантирующей полное и эффективное управление рисками? Вряд ли на этот вопрос можно дать однозначный ответ, ведь риски возникают даже во время борьбы с рисками. Очевидно другое - точное распределение обязанностей, готовность к диалогу и прозрачность в сотрудничестве повышают вероятность длительного успеха. |
Читайте: |
---|
Горячие темы:
![]() Как банковские вклады под проценты на сберегательных счДостаточно часто люди заинтересованы в том, какая именно информация о конкретном клиенте, ставшая открытой банку, защища... |
![]() «Ингосстрах» осуществил окончательную перестраховочнуюВ октябре 2010 г. ОСАО «Ингосстрах» осуществило вторую часть выплаты по входящему облигаторному договору перестрахован... |
Наши партнёры:
Авангард-Гарант![]() ЗАО «Страховая группа «Авангард-Гарант» образовано 2 августа 1993 г. (свидетельство о регистрации № 026.121 от 02.08 |
Арбат![]() Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Арбат» создано в апреле 2002 года (Свидетельство о государственной регистрации №002.083.365 от 0... |
Закрытое акционерное общество Велта![]() Закрытое акционерное общество Велта - универсальная страховая компания, успешно работающая на страховом рынке Украины с 1993 года и имеющая лицензии Минист... |