Но если с неисполнением обязательств по договору туроператором все более или менее ясно, то насчет ненадлежащего исполнения обязательств по договору могут быть различные мнения. Среди распространенных случаев страховых выплат страховщики называют неожиданное для клиента увеличение стоимости авиабилетов, расселение людей в отели ниже классом (вместо пяти звезд в три звезды ), отсутствие прописанного в договоре вида на море, отсутствие оплаченных экскурсий или индивидуального трансфера. Для внутреннего туризма характерны еще и случаи поломки автобусов ,— отмечает исполнительный директор дирекции страхования путешествующих Страхового дома ВСК Роман Хильманович.
Впрочем, по мнению страховщиков, далеко не все жалобы туристов обоснованны. Я видела довольно много примеров, когда заявления были просто неадекватными. Кто-то подает в суд на компанию за то, что в отеле была невкусная еда, кому-то не понравился круг соседей по отелю. Все это, безусловно, нестраховые случаи ,— отмечает руководитель управления страхования граждан, выезжающих за рубеж, страховой компании Стандарт-Резерв Евгения Болдовская.
Тем не менее даже из нестраховых случаев можно выделить несколько наиболее типичных. В частности, по словам Игоря Иванова, одной из наиболее часто встречающихся необоснованных претензий туристов является их переселение из первоначально забронированного отеля в другой той же звездности. Как правило, это случается, когда туристы прилетают на отдых, а отель переполнен. Кто-то сразу разворачивается и улетает и потом требует компенсировать весь тур. Кто-то остается и потом требует компенсировать разницу в стоимости этих отелей, поскольку новый отель был якобы хуже забронированного или располагался от моря дальше, чем было обещано. Кто-то просто требует компенсации морального ущерба. При этом в договоре, как правило, есть пункт о том, что со стороны оператора возможна замена отеля на отель той же звездности. Если это условие соблюдено, то выплаты не будет. Поэтому, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо заранее внимательно прочитать подписываемый договор ,— предупреждает Игорь Иванов.
Надо отметить, что любимый западными потребителями моральный ущерб не покрывается финансовой гарантией страховщика. Поэтому этот вид ущерба придется взыскивать через суд уже с турфирмы непосредственно. То же самое относится и к компенсации упущенной выгоды.
Еще один наиболее типичный случай обращения не по адресу — это попытка получить компенсацию от турфирмы за срыв тура из-за отказа в визе или неожиданной болезни родственника. В РЕСО-гарантии был случай, когда клиентка одного из туроператоров сумела доказать суду вину турфирмы в срыве поездки из-за отказа в визе и потребовала компенсации в 126 тыс. руб. у страховщика. Однако турфирма подала апелляцию и выиграла дело. В итоге у страховщика не осталось оснований для выплаты. В соответствии с условиями договора страхования страховщик не возмещает произведенные туристом расходы, связанные с отменой поездки по не зависящим от него и туроператора обстоятельствам (болезнь туриста, неполучение визы, проблемы с таможней и др.),— предупреждает Галина Гуляева.— Как не возмещаются и расходы туриста, связанные с отменой или переносом поездки по его инициативе и не обусловленные неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта .
Впрочем, застраховаться на случай отмены поездки все-таки можно, но об этой страховке туристу необходимо позаботиться самому. Такой полис, в частности, покрывает расходы туриста на сорвавшийся тур из-за отказа в выдаче визы, его болезни или болезни родственников. Многие крупные туроператоры предлагают клиентам такую страховку наряду с медицинским полисом. Стоит такой полис в среднем около 3-4% от стоимости тура.
|