Как видим, даже при одном страховом случае за год иметь франшизу выгодно. А при отсутствии таковых — и вовсе существенная экономия. Да и с мелким убытком какой смысл обращаться к страховщику? Потеря времени может стоить дороже, поэтому лучше получить скидку за использование небольшой франшизы, а впоследствии еще и за безубыточное страхование при продлении полиса на следующий год (10–15%).
И хотя водители наглядно могут видеть экономическую целесообразность применения франшизы, они не спешат включать ее в полис. По статистике российских страховщиков, частных клиентов, использующих франшизу, у них не более 2–10%. Тому есть ряд существенных помех. Большинство страхователей убеждены в том, что потраченные на полис деньги надо «отбить». «99% клиентов считают, что раз заплатил деньги за каско, то хоть три копейки, но надо по страховке себе компенсировать, и не важно, какой ценой», — объясняет Сергей Рябцев, начальник отдела андеррайтинга и методологии страхования наземного транспорта СК «Согласие».
Еще одно препятствие — агенты. Если с франшизой аккуратный в вождении клиент экономит на стоимости полиса, то агент в этом случае в своем доходе теряет, поскольку работает за процент с выручки. Аргументация посредника чаще всего звучит так: «Своим клиентам рекомендую отменять франшизы, потому что они невыгодны: зачем еще платить за “чайников”, которые вокруг ездят». Простите, но если вы не виновник аварии, то вправе рассчитывать на полную компенсацию! Обратившись за выплатой по каско к своему страховщику, в заявлении полезно будет указать, что вы желаете получить сумму франшизы с компании, застраховавшей виновника аварии. Но агент либо не знает этого, либо предпочитает отмалчиваться. На мои вопросы они отвечали: «По логике ущерб должен быть компенсирован компанией полностью, но как там будет на практике, не знаем». В вопросе порядка получения полной компенсации по полису с франшизой в случае невиновности страхователя среди участников рынка действительно согласия нет. «Если условиями договора предусмотрена франшиза, страховщик не имеет права производить выплату возмещения полностью, — комментирует Юрий Горцакалян, начальник отдела страхования АТ и ОСАГО “ВТБ страхования”. — Страхователь при наличии виновной стороны имеет право обратиться к виновнику (либо к его страховой компании) за компенсацией той части ущерба, которая не покрывается его договором каско». В то же время представители «Югории» и «ГУТА-страхования» уверяют, что выплачивают «франшизному» клиенту полное страховое возмещение.
Третья причина — нередко автовладельцу важно, чтобы после аварии страховщик направил поврежденную машину сразу в сервис, откуда можно будет забрать отремонтированный и исправный автомобиль. «Полис с франшизой делает эту схему несколько более сложной: автовладельцу необходимо еще и доплачивать сервису размер франшизы — на практике это означает дополнительное время, которое не все готовы тратить», — комментирует Алексей Мишин, начальник отдела автострахования СГ «Межрегионгарант».
|